Дата и время

PostHeaderIcon Преображение Господне

19 августа Православная Церковь торжественно воспоминает Событие, которое произошло почти две тысячи лет назад. Хранимое золотыми строками Священного Писания, чистотой христианской традиции и еще более становящееся значительным в силу непосредственного своего отношения к каждому искренне верующему сердцу и поныне, событие Преображения Господа нашего Иисуса Христа не утрачено из памяти народа, но ежегодно чтится с особой торжественностью.

Святое Евангелие передает нам слова Спасителя: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1). И кто мог понять эти слова как не те трое ближайших учеников: Петр, Иаков и Иоанн, которых спустя шесть дней Господь наш взял и поднялся вместе с ними на гору помолиться? Там во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, пораженный и испуганный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

Что же дало нам это Событие? Вот что пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде». «Нет, не иное какое сияние Он показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотию сияние Божественного естества; так что Свет оный является Светом Божества и не есть созданный» - говорит святитель Григорий Палама. То есть Слава и Сияние Царства Небесного, в которое Христос призывает всех войти, становятся в этот момент явными и видимыми.

Преображение есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Праздник Преображения Господня относится к числу двунадесятых, то есть к двенадцати главным праздникам годового богослужебного круга Православной Церкви. В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Такое название праздник приобрел по причине того, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу, приношением лучшего начатка от благословленной Им природы.

 
Календарь