Дата и время

PostHeaderIcon Православная Церковь торжественно встречает Праздник Светлого Христова Воскресения.

Пасха Христова является главным Днем, Праздником богослужебного года. Все службы и события, посты и чинопоследования годичного круга подготавливают нас к этому Великому Событию. Событию, на котором зиждется не только богослужение и обряды Церкви, но и вся христианская вера и учение, ибо и апостол сказал: «а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15, 14).

 

 

Праздник Пасхи берет свое начало еще в Ветхом Завете, он был установлен в память освобождения еврейского народа от египетского пленения. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи.

После Пятидесятницы – дня рождения Церкви христиане начали совершать первые литургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, а также установленное Господом Таинство Евхаристии. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и Воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

Что же качается времени празднования Пасхи в году, то на Первом Вселенском Соборе 325 года, собранном в Никее, было постановлено совершать пасхальное торжество в первое воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия.

Пасхальное богослужение формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день. В Церкви с древних времен сложилась традиция совершения Праздника Воскресения ночью.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идет с апостольских времен: «Приветствуйте друг друга с целованием святым»  (Рим.16:16).

Вот что пишет о Празднике Светлого Христова Воскресения святитель Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“, — говорит он, — „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Христос Воскресе – Воистину Воскресе!

 
Календарь