Дата и время

PostHeaderIcon Великий (Чистый) Четверг

В Великий Четверток Страстной Седмицы вспоминается Тайная вечеря и установление Господом Иисусом Христом Таинства Евхаристии.

В Великий четверг совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной Вечерей (вообще, как всякая литургия, и, в частности, как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). В связи со значительностью вспоминаемого события, литургия имеет ряд присущих только ей особенностей:

 

  1. Литургия совершается после вечерни («полные» (то есть с евхаристическим каноном) литургии совершаются таким образом только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления).
  2. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. Освящение мира в этот день связано с тем, что в древности крещение оглашенных совершалось в Великую субботу или Пасху.
  3. После литургии совершается обряд «Умовения ног», напоминающий о том, что Христос на Тайной Вечери умыл ноги апостолам. На практике обряд совершается только в кафедральных соборах (его совершает архиерей, который омывает ноги 12 священникам) и некоторых монастырях.
  4.  По византийской традиции совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной Вечере.
  5.  В связи с особым воспоминанием Тайной Вечери в этот день стремятся исповедоваться и причаститься все православные христиане.

По народным традициям в этот день принято мыть и украшать жилище, дабы и внешне подготовиться к грядущему Празднику Светлого Воскресения.

 

Евангелия Страстей Христовых

«12 Евангелий Святых Страстей Христовых» — православное богослужебное чтение утрени Великой пятницы (в приходской практике совершается вечером в Великий Четверг). Состоит в последовательном чтении двенадцати отрывков из всех четырёх Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и кончая его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Чтению, совершаемому перед крестом, предшествует полное каждение храма (малым каждением сопровождается каждое чтение, кроме двенадцатого — перед ним вновь совершается полное каждение). Священнослужители и народ стоят в это время с зажжёнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу жениху. После утрени, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой. По благочестивой традиции верующие делают на косяках дверей знак креста четверговым огнем и сохраняют его в лампадах до Пасхи.

 
Календарь