Дата и время

PostHeaderIcon Литургия Преждеосвященных Даров

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал:
приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови;
сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание
»
1 Послание к Коринфянам 11:23-25

В будние дни Великого поста, в соответствии с правилами святых отцов и постановлениями Вселенских соборов, Евхаристия не совершается. Однако по средам и пятницам совершается, соединенное с вечерней, особое богослужение, называемое Литургией Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться.

Литургия преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Она лишена торжественного, праздничного настроения, ее основной тон — покаянное и молитвенное поклонение Христу, незримо присутствующему в уже освященных Святых Дарах, что так соответствует времени Великого поста. На Литургии преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Даров (Евхаристии). Помимо среды и пятницы, Литургия преждеосвященных Даров служится и в иные седмичные дни Великого Поста, если на этот день приходится праздник великого святого или храмовый праздник. Также совершается эта литургия в четверг 5-й седмицы и в первые три дня Страстной седмицы.
Исторически Литургию Преждеосвященных Даров связывают с личностью святителя Григория Двоеслова, так он называется в православной восточной традиции, а в западной - папа Григорий Великий. Эта Литургия существовала с древнейших времен, связано это было с тем, что Cвятые Дары оставлялись для тех, кто не мог присутствовать в храме, либо во времена гонений для тех, кто укрывался в катакомбах.
Литургия Преждеосвященных Даров – одно из самых красивых богослужений Великого Поста. К нему присовокупляются и церковные службы так называемых «Часов», предваряющие совершение Литургии, которые связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории. Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день. На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) вспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: издевательства над Ним и бичевание Его после су- да у Пилата. Кроме того, это богослужение посвящено вспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии Христа. На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.
Начинается богослужение с Вечерни. Первый возглас священника такой же, как и на обычной, полной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа…». На Вечерне читается кафизма — псалмы из книги Священного Писания, называемой Псалтирью. В это время в алтаре священник переносит Святые Дары с Престола на Жертвенник, а молящиеся в храме при этом стоят на коленях. После Входа с кадилом, а на Страстной седмице — Входа с Евангелием, звучит песнопение «Свете Тихий…». В нём мы слышим весть о пришествии на землю Спасителя, о начале нового благодатного дня вечной жизни. Начинается чтение паремий — отрывков из Священного Писания Ветхого Завета. Во время первой паремии зажжённая свеча ставится на Евангелие, лежащее на Престоле. Это действие символизирует то, что все пророки и праотцы Ветхого Завета были освящены тем же Божественным Светом, который просвещает всех людей и ныне.
По окончании чтения первой паремии предстоятель берёт свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча является здесь символом Господа Иисуса Христа, Который есть Свет миру. Обычай осенять молящихся зажжённой свечой восходит к первым векам христианства. Оглашаемые, желавшие принять Таинство Святого Крещения в дни Великого Поста, перед выходом из храма благословлялись священником зажжённою свечою. Это действие символизировало просвещение оглашенных Божественным Светом, Светом благодатного Крещения. После прочтения второй паремии полагается пение стихов из 140-го псалма. Стоя перед амвоном, чтец или трио поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…». Основной молитвой всего великопостного богослужения является покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина, которая говорит нам о главных добродетелях и главных опасностях в духовной жизни. Затем звучат особые молитвы и прошения о тех, кто готовится принять Святое Крещение.
Наступает торжественный момент — перенесение Святых Даров с Жертвенника на Престол. Внешне Вход священника и диакона со Святыми Дарами в алтарь походит на Великий Вход за полной Божественной литургией, но по существу и духовному значению он совершенно иной. Дискос и Чаша ставятся на Престол. Все молящиеся в храме поют вместе с хором молитву Господню «Отче наш». После возгласа: «Преждеосвященная Святая Святым», — священнослужители в алтаре причащаются Святых Христовых Тайн. Отверзается завеса Царских врат и Чаша со Святыми Дарами выносится для причащения верующих.
Причащаться на этом богослужении могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви (согласно Символу веры). Согласно русской традиции, младенцы, не способные принять частицу Тела и Крови Христовых на Литургии Преждеосвященных Даров, не причащаются. Их причащают в субботние и воскресные дни Великого поста.
Богослужение заканчивается. Звучит призыв: «С миром изыдем». Все стоящие в храме подходят к священнику и прикладываются ко Кресту. Мы выходим из храма. За его стенами нас ожидает жизнь, полная скорбей и трудов. Но теперь нашу жизнь озаряет Свет Божественной благодати.
Главное жить так, чтобы слова апостола Павла были не просто словами, а рвущимся из глубины души преображающим признанием: «Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 20).

Подробнее