Дата и время

PostHeaderIcon Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение (Состав утрени)

Состав утрени
и символическое объяснение ее частей


В утрене изображаются события Нового Завета

Составная часть утрени Символическое объяснение
Утреня начинается песнопением «Слава в вышних Богу и на земли мир. В человецех благоволение» (трижды) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою» (дважды) Своим пришествие в мир Господь Иисус Христос положил начало новому благодатному дню в жизни вселенной «Слава в вышних Богу…» воспели ангелы при рождении Спасителя. Следующий стих – просьба Господу наставить молящегося в его славословии.
Чтец: Шестопсалмие (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142) Эти псалмы изображают состояние души праведника, настраивают на предстоящее богослужение. Шестопсалмие надо слушать внимательно. После первых трех псалмов – Аллилуиа, на второй части шестопсалмия священник выходит из алтаря и становится перед царскими вратами, символизируя Ходатая о нас пред Богом – Иисуса Христа, и читает 12 молитв, освящающих часы ночного бдения.
Диак.: Великая ектенья .
Хор поет: «Бог Господь и явися нам! благословен грядый во имя Господне!» Благовестие ветхозаветного пророка об ожидаемом Спасителе (Пс. 117, 19-29). Стихи из псалмов изображают земную жизнь Спасителя.
Хор поет тропарь праздника (тропарь - краткое песнопение, в котором прославляется тот или иной праздник и раскрывается его значение) .
Чтение (2-х) кафизм из псалтири (Кафизма (греч.) - сидение) после каждой кафизмы следует малая ектенья и седальны (краткие молитвословия, приуроченные к чтению кафизм) .
Полиелей (с греч. букв. – обилие масла, елея, в Свящ. Писании елей- символ Божией милости и благодатных даров) Составные части полиелея: Пс.134,135 «Хвалите имя Господне», тропари «Ангельский собор», малая ектенья, седален, степенны, прокимен, евангелие, «Воскресение христово видевше», 50-й псалом и стихира по 50-м псалме. Это самая торжественная часть утрени, в которой воспоминается Воскресение Спасителя. Возжигаются все светильники, в символ того, что воссиял свет истинного Богопознания. Поются стихи 134 и 135 псалмов «Хвалите имя Господне», прославляется победа Христа над смертью. Отверзаются Царские врата и совершается каждение всего храма. При этом священнослужители символизируют апостолов и жен-мироносиц, которые пришли на Гроб Спасителя и возвестили о Воскресении Христовом всем верующим. Об этом событии повествуют тропари «Ангельский собор». Степенны (антифоны) своим возвышенно-покаянным содержанием подготавливают душу к чтению святого Евангелия. Евангелие, вынесенное на амвон, символизирует воскресшего Христа. Священник, читающий Евангелие символизирует Христа. Поклонение перед Евангелием и иконой праздника, благоговейное целование их – поклонение Самому Христу.
Чтение канонов (канон – это священное поэтическое произведение, включающее девять песней, в котором прославляется праздник, или воспеваются жизнь и подвиги святого). Каждая из девяти песней начинается с ирмоса (в перев. с греч. – связь). Тропари канона начинаются припевами – Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Пресвтая Богородице, спаси нас, Святителю отче Николае моли Бога о нас.. В конце каждой песни читается малое славословие – «Слава, и ныне». Заканчивается каждая песнь канона песнопением, которое называется катавасией (от греч. «Катавэно» – схожу вниз) Первая песнь канона составлена по образцу благодарственной песни пророка Моисея и его сестры Мариам, воспетой ими после чудесного перехода через Чермное (Красное) море: Поим Господеви, славно бо прославися (Исх. 15, 1),
Вторая - по образцу обличительной песни Моисея, составленной им для обличения израильтян в нарушении Закона Божия (Втор. 32), и поется она только в Великий пост.
Третья песнь сложена по образцу благодарственной песни святой Анны, матери пророка Самуила, за разрешение ее неплодства: Утвердися сердце мое в Господе... (1 Цар. 2, 1-10).
Четвертая-по образцу песни пророка Аввакума, содержащей предсказание о Воплощении Сына Божия н Божественной силе Воплотившегося: Господи, услышах слух Твойи убояхся... (Авв. 3, 1-19).
Пятая - по образцу песни пророка Исаии, содержащей также пророчество о Спасителе мира и плодах Его искупительного подвига: От нощи утренюет дух мой... (Ис. 26, 9-19).
Шестая-по образцу благодарственной молитвы пророка Ионы за избавление его от смерти во чревекитовом: Возопuх в скорби моей ко Господу Богу... (Иона 2, 3-10).
Седьмая и восьмая песни составлены по образцу благодарственной песни трех отроков, чудесно спасшихся в пещи Вавилонской: Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки... (Дан. 3, 26-45).
На восьмой песни вместо Слава читается: Благословим Отца и Сына u Святаго Духа Господа... и перед катавасией поется: Хвалим, благословим..., ибо три отрока в пещи прообразовали Святую Троицу, а также Воплощение Христово.
Девятая песнь содержит прославление Божией Матери. Она применена к песни святого Захарии, отца Предтечи Господня Иоанна (Лк. 1, 68-79).
Перед девятой песнью канона диакон с кадилом возглашает перед иконой Богородицы: Богородицу и Матерь Света песнми возвеличим (обычно: в пeснех), призывая к особому вниманию и торжественности. Пресвятая Богородица именуется Матерью Света, потому что от Нее воплотился Свет человеков(Ин. 1, 4-9) - Господь Иисус Христос. Далее поется песнь Богородицы - собственное славословие Богоматери, произнесенное при встрече с праведной Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи: Величит душа Моя Господа... (Лк. 1, 46-55). Господь даровал смиренной Богоматери премирное величие и поклонение всех родов земных. Содержание песни: Господь всегда милует боящихся Его, низлагает надменных и возносит (прославляет) смиренных, обогащает благодатью сознающих свою нищету духовную, ищущих правды Его и лишает милости «богатящихся», гордых духом, мудрых пред самим собой и надмевающихся своим разумом (Ис. 5, 21).
«В тройственный образ Божественной Троицы» 26 канон делится на три части,- после третьей, шестой и девятой песней произносятся малые ектении. После третьей песни читается седален, который повествует об обстоятельствах праздника. После шестой песни - кондак и икос, содержащие краткое изложение и похвалу события праздника или жизни святого.
По окончании канона воскресный торжественный светилен предваряется троекратным возглашением диакона: Свят Господь Бог наш в подражание хвале Серафимов (Ис. 6, 2, 3). Светилен воспевает Бога как Свет и Подателя Света. Светильны также называются «эксапостилариями» (от греч.- «эксапостелло» - «высылаю», «отсылаю»), ибо воскресные эксапостиларии рассказывают о послании Господом апостолов на проповедь.
Одинаковое строение канонов и сходство их по внутреннему содержанию позволяют соединять их между собой. Сначала читается первая песнь всех канонов, затем следующая и т. д., ирмос же поется один. Таким образом, все каноны, сколько бы их ни было на утрени, составляют как бы один канон. На воскресной утрени, например, поются три канона из Октоиха: воскресный, крестовоскресный и Богородичен, а за ними - канон святому из Минеи.
Хвалитные псалмы (148,149,150) и хвалитные стихиры Последняя часть утрени полна молитвенного воодушевления. Псалмы Хвалите Господа с небес (Пс. 148), ВоспойтеГосподеви песнь нову (Пс. 149) и Хвалите Бога во святых Его (Пс. 150) вместе с так называемыми «хвалитными стихирами» имеют столь радостный тон, что содержатся и в пасхальной службе. Богородичен воскресных хвалитных стихир всегда один и тот же - Преблагословенна еси, Богородице Дево...
Великое славословие
«Каждому верующему,- пишет Симеон, архиепископ Солунский,- должно вникать в нее и разуметь ее, и каждый день утром и вечером возносить Богу, потому что она есть исповедание и славословие Единого Бога в Святой Троице, и хвала и Воплощения, и искупления, распятия и Вознесения Слова Божия... благодарное моление о том, чтобы нам каждый день и ночь сохранить себя безгрешными, чтобы на нас, как мы надеемся, была милость Божия, и Господь, соделавшийся чрез Воплощение Прибежищем нашим, помиловал нас...»
Первый проблеск утренней зари, разрушающей тьму ночи, рождает прообраз Бога как Несозданного Света и побуждает Церковь к великому славословию.
Слава Тебе, показавшему нам Свет,- возглашает священник. Славословие начинается ангельской песнью, воспетой при рождении Спасителя, и содержит моление о помиловании, обращенное к каждому Лицу Святой Троицы, исполненное веры в спасение человека и заключается исповеданием Христа.
Благодарение Агнца Божия - Христа Спасителя, взявшего на Себя грехи мира.
Великое славословие заканчивается ангельским гимном Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. В наступивший праздничный воскресный день мы воспеваем хвалу Богу вместе с ангелами, предвосхищая то время, «когда, воскреснув, мы увидим Его лицом к лицу, когда разрозненные члены, собравшись, воспоют победную песнь в честь Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал Вечную Жизнь» (сщмч. Ириней Лионский).
Хор: Тропарь праздника .
Диак.: Сугубая и просительная ектении .
Отпуст (Отп?ст – благословение священника на выход молящихся из храма после богослужения) Возгласом Премудрость начинается чин отпуста. Хор от лица молящихся просит: Благослови. Священник дерзновенно возглашает величайшее и полное тайны Имя Божие: Сый (еврейск. «Сущий», «Иегова») благословен Христос Бог наш...
Далее Церковь просит Господа утвердить святую православную веру православных христиан на вечные времена и молит Богоматерь ходатайствовать о нас пред Ее Божественным Сыном: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор воспевает Ей песнь Честнейшую Херувим...
Славословя Пресвятую Троицу и вознося прославление в вечность: Слава и ныне, хор от имени всех молящихея просит благословения. Священник исповедует Христа Истинным Богом, воспоминает кратко празднуемое событие (Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш - в воскресенье) и утверждает нашу надежду на помилование и спасение по молитвам Пречистой Богоматери, святых, которые празднуются в этот день, и всех святых. Поется многолетие Святейшему Патриарху, епархиальному архиерею, служащим в xpaме, прихожанам и всем православным христианам.
Утреня заканчивается. Начинается чтение I-гo часа.
Часы (Часы - молитвословия, освящающие определенное время суток) Часы состоят из трех псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя.
Служба первого часа установлена в воспоминание того, что в этот час Господь был приведен от Каиафы к Пилату (Мф. 27, 2).
На службе третьего часа воспоминается суд Пилата и мучения Спасителя (Мф. 27, 11-30), а также сошествие Святого Духа на Апостолов после Вознесения Господня (Деян. 2, 1-4).
На шестом часе воспоминаются: шествие Спасителя на казнь, распятие Его и крестные страдания (Лк. 23, 26-38).
На девятом часе - великие предсмертные страдания и смерть Богочеловека Христа (Мф. 27, 33-54).
Службы часов совершаются ежедневно и потому называются вседневными или обычными службами. Ради удобства совершение службы часов соединяются с другими богослужениями: 9-й час - с вечерней, I-й - с утреней, 3-й и 6-й - с Божественной литургией.