Составные части всенощного бдения и их символическое объяснение (Состав великой вечерни)
Состав великой вечерни
и символическое объяснение ее частей
Вечерня символизирует события, происходившие в Ветхом Завете
Составная часть вечерни | Символическое объяснение |
Начальный возглас - Свящ.:Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор-Аминь (истинно (евр.)) |
Богословие о благодати Нового Завета, прославление Святой Троицы. |
Свящ.: Придите поклонимся | Призывание к поклонению Господу Иисусу Христу. |
Каждение всего храма | Знамение Духа Святого, Который носился над водою при сотворении мира (Быт.1,2). Каждением воздается честь иконам и святыням, призывается освящающая благодать Божия на предстоящих людей. |
Хор поет 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа…» |
В этом псалме повествуется о сотворении мира и прославляется Творец всяческих. |
Закрываются царские врата | Царские врата символизируют райских двери, закрывшиеся для людей после грехопадения |
Свящ.:Великая (мирная) ектения (ектения- усердное, протяженное моление (греч.)) Хор-«Господи помилуй» |
Подобно первым людям, лишившимся общения с Богом, и впадших в болезни, нужды и страдания, Церковь молится Богу о прощении и помиловании. |
Хор поет 1-й псалом «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых…» (Аллилуиа - хвалите Бога (евр.)) |
В этом псалме повествуется о жизни ветхозаветных праведников, так же в нем образно повествуется о Господе Иисусе Христе, единственном праведнике, не сотворившем греха. В псалме говорится о двух путях, лежащих перед человеком – пути праведности и жизни и пути греха и смерти. |
Малая ектения | . |
Хор поет стихиры на «Господи воззвах» | Пением этих стихир изображается время, когда Богом через пророка Моисея иудеям был дан закон. «Господи воззвах к тебе, услыши мя » голос души, уклонившейся от Бога, и нуждающейся в Его помощи. Во время этих стихир совершается полное каждение храма. В конце пения стихир совершается вход с кадилом. |
Вход с кадилом | Символизирует сошествие на землю Господа нашего Иисуса Христа для спасения людей. Свещеносцы идут со свечами, которые символизируют свет Христова учения, диакон – образ Иоанна Предтечи. Священник являет образ Христа. Войдя в алтарь, священник целует престол, что означает воскресение Спасителя, Который сошел с небес, вознесся и возвел нас на Небо. |
Хор поет песнь «Свете тихий» | Повествует о пришествии на землю Спасителя, о начале нового, благодатного дня, свет которого принес Господь – источник благодатного света (песнопение II – III веков). |
Диакон возглашает прокимен (в воскресенье прокимен «Господь воцарися…» о победе воскресшего Господа над смертью) |
Прокимны—преднапутия праздников и наступающих дней |
Чтец читает паримии (паримия (греч.)– притча, образное, назидательное иносказание) |
В паримиях указуется прообраз или пророчество в Ветхом Завете о празднуемом в этот день Церковью событии. |
Диакон возглашает сугубую ектению (сугубая, т.е. усиленного моления, «Господи помилуй» поется трижды) |
. |
Хор: «Сподоби Господи» | Молитва о сохранении от греха в наступающий вечер и вечернее славословие Триединому Богу |
Диак.: Просительная ектения (в этой ектении содержатся прошения о различных духовных нуждах христианина) |
. |
Лития (усердное моление вне храма или в притворе) Возглашаются четыре молитвы, с мнгократными «Господи помилуй» (30-40раз). | Стоя у входа в храм священнослужители знаменуют наше смирение перед Богом, они как бы изображают Адама изгнанного из Рая, блудного сына или мытаря. В молитвах литии Церковь просит ходатайства пред Богом у всех святых, молится о всех людях, особенно о нуждающихся в помощи, о труждающихся, болящих, умерших, оставлении грехов, о избавлении от стихийных бедствий, междоусобиц и войн. После литии священнослужители идут к царским вратам, как бы восходя на небо. |
Хор поет «стихиры на стиховне » (то есть, со стихами из псалмов) |
В этих стихирах повествуется о празднуемом священном событии. |
Хор: «Ныне отпущаеши» | Это песнопение праведного Симеона Богоприимца благовествует о ниспослании в мир Спасителя. |
Трисвятое по «Отче наш» | Это как бы «Божественная печать», которой богослужения начинаются и заканчиваются. |
Хор: «Богородице Дево радуйся» | В данном тропаре повторяется радостное приветствие Архангела Гавриила и праведной Елизаветы Пресвятой Деве Марии (тропарь-краткое песнопение, выражающее сущность праздника). Если совершалась лития, то читается молитва на благословение хлебов. |
Хор: «Буди имя господне благословенно от ныне и до века» и 33-й псалом «Благословлю Господа на всякое время» (до половины) | Словами этого псалма Церковь благодарит Господа за прошедший день и преподает верным назидание, что все ищущие Господа получат помощь как в земной жизни, так и для стяжания блаженной вечности. Призыванием благословения Божия заканчивается вечерня. |