Дата и время

PostHeaderIcon О подготовке к причащению Святых Христовых Таин

О подготовке к причащению Святых Христовых Таин
и о частоте причащения

«Сами названия Литургии - "Общение" (????????) и "Собрание" (???????), как она по преимуществу называется, побуждают в некотором смысле с необходимостью к частому Причащению. Ведь "Общение" и "Собрание" значат, что посредством Причащения Тела и Крови Христовых все верные собираются, общаются и соединяются со Христом, и делаются с Ним одно тело и один дух», - так говорит преподобный Никодим Святогорец в своей удивительной «Книге о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».
Действительно, часто задаются вопросы о частоте причащения и о том, как частое причащение сказывается на подготовке к нему.
Правила святых Апостолов устанавливают обязательность причащения не только для участвующих в Евхаристическом богослужении епископов, пресвитеров и диаконов (8 Апост.), но и мирян: «Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго» (2 правило Антиохийского Собора). В 9 Апост. правиле «участие» понимается как участие не только в молитве, но и в причащении.
Изначально однако не все христиане допускались до причастия Святых Таин. От него отлучались лица, совершившие тяжкие грехи. Каноническая дисциплина покаяния сфокусирована именно на этом – на отлучении от церковного общения, и следовательно, от Святых Таин. При этом каноны устанавливают некую градацию продолжительности и строгости наказания кающегося. Исходным пунктом, тем центром, от которого удаляются и к которому приближаются эти покаянные степени, является общение с полнотой Церкви в Евхаристии. В масштабе от временного отлучения от причастия до анафематствования каноны подразумевают только эту невозможность для согрешившего быть причастником Тела и Крови Христовых наравне с другими членами общины.
Именно поэтому с канонической точки зрения верный (т. е. не находящийся под тем или иным прещением) христианин не должен самоустраняться от причащения по не мотивированному произволу. Именно поэтому каноны (9 Апост. правило, 80 правило Трулльского Собра) устанавливают наказание тем мирянам, которое без благословной причины отказываются приступить к св. Чаше.
Тем самым, причащение не находящегося под запретом (в виде временного отлучения от причастия) мирянина является и его право, и в известной мере его долгом на каждой литургии. Присутствие верного на литургии во всё время её совершения является, по канонической логике, свидетельством его готовности быть причастником. Всякое отступление от этой нормы возможно лишь в случае нахождения молящегося под епитимией.
Что же касается предваряющего Причастие поста, то каноническую обязательность имеет собственно евхаристический пост, то есть причащение непременно натощак.
Современная русская приходская практика обычно ограничивается тремя днями поста накануне причащения, что представляется вполне оправданным. Практика трехдневного поста перед причастием оптимальна по отношению к тем, кто причащается несколько раз в году. Для причащающихся чаще или реже продолжительность поста может быть иной. Духовнику следует предоставить право подходить к каждому исповедующемуся у него христианину индивидуально.
Предписание ежедневного присутствия, что в известной мере предусматривает готовность к причащению верных на богослужениях Светлой седмицы, содержащееся в нынешней редакции Типикона, снимает вопрос о причащении в этот период для мирян, переводя его в разряд обязанности, а не возможности. При условии запрета поста в этот период следует признать разумной существующую в некоторых приходах Русской Православной Церкви практику в дни Светлой седмицы, на святки и прочие сплошные седмицы, готовясь к причастию, вечером не есть мяса, а утром и днём – не ограничиваться в пище.
При этом следует помнить, что продолжительность евхаристического поста зависит от частоты причащения, а не от соблюдения установленных Церковью постов седмичного и годового богослужебного круга, т. к. последнее является прямой обязанностью каждого христианина. Исходя из этого, высказываемое сегодня мнение, что человек, соблюдающий все церковные посты, может приступать ко святому причащению без дополнительных постов, не имеет под собою основания.
Относительно обязательной исповеди перед причащением следует отметить следующее. Поскольку такую исповедь следует рассматривать (помимо своего таинственного значения) как свидетельство отсутствия препятствий у готовящегося к причастию, то и сама исповедь должна проводится до начала Божественной литургии – накануне вечером или, при крайней необходимости, во время часов, - и безусловный её запрет после начала самой службы, на которой может присутствовать только готовый к причащению.
Отсюда же следует отсутствие необходимости обязательной исповеди перед причащением для человека, причащающегося подряд несколько дней – на Светлой седмице, святках или на праздничных литургиях (например, в дни следующих друг за другом воскресных дней и двунадесятых праздников).
Завершим словами преп. Никодима: «Не очевидно ли, что те христиане, которые приходят на Литургию, обязаны причащаться часто? Не имеют ли они долга делать это и, чтобы была явлена Литургия как общение, собрание и трапеза, и, чтобы не оказались они преступниками того, во что веруют и что исповедуют? Но ни Богоявление, ни Четыредесятница не делают людей достойными Причащения, а делают их достойными искренность и чистота души. С этой чистотой души ты можешь причащаться всякий раз [когда присутствуешь на Литургии], а без нее не причащайся никогда, ибо, говорит [Павел], всякий раз, когда вы это совершаете, возвещаете смерть Господа, то есть совершаете воспоминание вашего собственного спасения и благодеяния, которое вам сделано».