Дата и время

PostHeaderIcon Церковное право против ювенальной юстиции

Протоиерей Александр Задорнов
Для православного христианина в его жизни законы церковные имеют предпочтение перед гражданским правом. Право церковное слагается из норм, закреплённых в Священном Писании, канонах Вселенских и поместных соборов, правил святых отцов и постановлений Поместных Церквей. "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», — гласит пятая заповедь (Исх. 20. 12), прямым нарушением которой являются основы современной ювенальной юстиции. Священное Писание учит о взаимных обязанностях родителей и детей. «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6. 4), - говорит апостол Павел в Новом Завете, но он же добавляет: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3. 20).
Церковные каноны, обязательные для исполнения каждым православным христианином, напоминают об этой обязанности в правилах Гангрского Собора IV века: "15. Если кто детей своих оставляет, и не питает и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них, да будет под клятвой. 16. Если какие-нибудь дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, особенно верных, и не воздадут подобающей чести родителям, да будут под клятвой".
В 2000-м году Архиерейским собором Русской Православной Церкви были приняты ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ - документ, являющийся законом для всех чад Русской Церкви.
"Живая преемственность поколений, - говорится в документе, - начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества" (глава Х.4). Здесь же объясняются причины столкновения права Церкви и гражданской (в том числе - ювенальной) юстиции: "По мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Божий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект. Однако вне Бога существует лишь человек падший, весьма далекий от чаемого христианами идеала совершенства, явленного во Христе" (IV.7). Далее прямо говорится о предпочтении христианином церковных правил светским законам в случае, если они вступают в противоречие: "Церковь Христова, сохраняя собственное автономное право, основанное на святых канонах и не выходящее за границы собственно церковной жизни, может существовать в рамках самых разных правовых систем, к которым она относится с подобающим уважением. Церковь неизменно призывает пасомых быть законопослушными гражданами земного отечества. В то же время она всегда подчеркивает незыблемую границу законопослушания для своих верных чад. Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих" (IV.9).

Подготовил протоиерей Александр Задорнов