Дата и время

PostHeaderIcon Крещение

Крещение – это Таинство, в котором человек, сознательно уверовавший во Христа (если младенец, то по вере восприемников и родителей), при троекратном погружении его в воду во имя Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, благодатью Божией очищается от греха и возрождается в новую, святую и духовную жизнь.
Таинство Крещения стоит первым в ряду всех Таинств Православной Церкви, так как без него человек не может стать членом Церкви Христовой и принять участие в других Таинствах, т.е. быть наследником вечной жизни. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Евангелие от Иоанна III, 5).

Непосредственно самому Таинству Крещения предшествует ряд молитв также очень важных для человека желающего стать членом Православной Церкви. Во-первых, это молитва на наречение имени младенцу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Имя святого, данное младенцу, считается украшением рода, утверждением семьи и спасением для называющихся им. Имя святого, как светильник, каждый вносит в свою семью. В наречении имени виден знак владычества родителей над потомством. Пользуясь им, женщины не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени ребенка предзнаменование». Имя новорожденному младенцу родители обычно избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого приходится на восьмой день по рождении ребенка, или святого, память которого приходилась на день рождения младенца или на день крестин. Иногда имя ребенку избирают в честь святого, особо почитаемого семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Имя, нарекшееся младенцу в храме во время молитвенного последования, совершаемого священником, становится для него святым и таинственным. Участники этого события: священник, родители, будущие восприемники, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся свидетелями начала благодатного союза человека с Богом.
Во-вторых, очень важной частью Таинства Крещения являются молитвы запрещения злых духов. Преподобный Макарий Великий говорит, что с того момента как дьявол склонил Адама и Еву нарушить заповедь Божию в человека «вошло зло, и дьявол получил свободный доступ всегда разговаривать с душой, как разговаривает человек с человеком, и влагать в его сердце все вредное». Действуя на человека, находящегося в преддверии Крещения, падшие ангелы омрачают ум греховными помыслами и переживаниями, усилением страстных привычек, ожесточением сердца, надменностью, тщеславными помыслами, отвержением покаяния и многим другим. Поэтому священник со властью повелевает дьяволу именем Господа Иисуса Христа отступить от создания Божия – человека, не имеющего возможностей и сил самому бороться со страстями до Крещения.
Сразу же за этими молитвами следует чин отречения от сатаны и сочетания Христу. Взрослый крещаемый (или крестные за младенца), взирая на запад, троекратно отрекается от духа зла, воздевая руки вверх. Действия, связанные с отрицанием – дуновение и плюновение – знаменуют, что человек готов порвать связь с прежней греховной жизнью. За отречением от сатаны следует исповедание личной верности крещаемого Христу – «сочетание».
По учению Церкви погружение крещаемого в воду означает его приобщение к смерти и погребению Христа, распятого на Кресте. Через выход крещаемого из воды совершается его новое рождение (воскресение). По слову святителя Кирилла Иерусалимского: «Христос был распят, погребен и воскрес – так через Крещение подобным образом удостоились и мы быть погребенными и восстать с Ним». Затем священник облачает новокрещенного в белые одежды. Перед Крещением оглашенный был освобожден от одежды в знак отречения от «ветхого человека» и «ветхой жизни». Облачение человека в крещальную ризу означает его возвращение к невинности, которой Адам обладал в Раю. Изошедшему из купели и облаченному в белые одежды вручается свеча, свидетельствующая, по словам святителя Григория Богослова «о свете веры и славе будущей жизни».